Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 18.06.2019, 02:42

Сайт Школы № 14. г.Верхняя Салда

Меню сайта
облако слов
блог библиотека Неверов учитель. день матери 23 февраля 8 марта школа консультация родитель Космос выставка инновации Родники Урала кросс неделя добра волонтеры профильные классы 1 сентября встреча выпускников 2012 каникулы ГЛК День здоровья веселые старты семья Вечер встречи выпускников 2012 ломоносов Олимпиада родители горячая линия дети отдых открытый школьный доклад 2011 зарплата Учитель новатор доклад математика елка. новый год открытый доклад Вечер встречи экскурсия музей воскресная школа фестиваль спорт сетевой проект лента событий День учителя первоклассники Творения Октябрь события НОЯБРЬ. победитель праздник спектакль ПЕРЕМЕНКА день науки юбилей права ребёнка сайт уполномоченный вечер встречи. Класс школьная форма собрание день консультаций портфолио мороз неделя 1 класс игра Демоверсия семинар День открытых дверей 9 мая проект победа предметная неделя Крапивин. лыжня россии Портал выпускникам приказ Клещевой энцефалит акция тотального чтения Бал Артек Конкурс презентация 10 класс день чтения каникулы. дорожная безопасность книга Басни
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Виртуальный методический кабинет

Рекомендации и методическое сопровождение учебного процесса

Семинар. 

Занятие 1.

Практика:http://vs-school14.ucoz.ru/psikh-pedag-khar-ka.doc

Теория: За и против мониторинга http://vs-school14.ucoz.ru/za_i_protiv_monitoringa.doc

Мониторинг и ФГОС http://vs-school14.ucoz.ru/monitoring_i_fgos.ppt

Педмониторинг http://vs-school14.ucoz.ru/pedmonitoring.doc

Система мониторинга http://vs-school14.ucoz.ru/sistema_monitoringa.doc

Анкета  http://vs-school14.ucoz.ru/anketa.doc

Темперамент http://vs-school14.ucoz.ru/temperament.doc

Личностные УУД http://vs-school14.ucoz.ru/lichnostnye_uud.doc

Занятие 2.

Мониторинг классного руководителя http://vs-school14.ucoz.ru/monitoringovaja_dejatelnost_kl-ruk..doc

 

Оценка эффективности деятельности
классного руководителя

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1

Обеспечение жизни и здоровья учащихся

1.1.

Kлассный руководитель подробно осведомлен о посещении школы учащимися класса, причинах пропусков (по уважительной и неуважительной причинам).

Kлассный руководитель имеет не совсем точные сведения о посещении школы учащимися класса.

Kлассный руководитель имеет недостаточные сведения о посещении школы учащимися класса (пропусках, опозданиях).

1.2.

Kлассный руководитель хорошо информирован о состоянии здоровья учащихся класса (заболевания, ограничения по здоровью), обладает официальными документами, полученными от родителей и подтверждающими заболевание учащихся. Kлассный руководитель систематически работает с листком здоровья в классном журнале.

Kлассный руководитель недостаточно информирован о состоянии здоровья учащимися класса, не в полной мере обладает официальными документами, полученными от родителей и подтверждающими заболевание учащихся. Kлассный руководитель работает с листком здоровья в классном журнале.

Kлассный руководитель не имеет точных сведений о посещении школы учащимися класса (пропусках, опозданиях), слабо информирован о состоянии здоровья учащихся.

1.3.

Разработан и реализуется согласованный с врачом и родителями комплекс мер по охране и укреплению здоровья, вовлечению учащихся в занятия физкультурной и спортивной деятельностью. Kомплекс мер предполагает дифференциацию работы по состоянию здоровья учащихся, привлечение родителей в качестве организаторов мероприятий.

Разработан и реализуется комплекс мер по охране и укреплению здоровья, вовлечению учащихся в занятия физкультурной и спортивной деятельностью. Kомплекс мер предполагает привлечение родителей в качестве организаторов мероприятий.

Нерегулярно проводятся мероприятия по охране и укреплению здоровья, вовлечению учащихся в занятия физкультурной и спортивной деятельностью.

1.4

Доля учащихся, охваченных горячим питанием, составляет свыше 80% от общей численности учащихся в классе.

Доля учащихся, охваченных горячим питанием, составляет 60% от общей численности учащихся в классе.

Доля учащихся, охваченных горячим питанием, составляет менее 50% от общей численности учащихся в классе.

1.5.

Систематически проводятся инструктажи по технике безопасности (вводный, целевые, повторные), ведется классный журнал по ТБ класса. Kлассный руководитель своевременно оформляет документацию по ТБ при организации экскурсий, походов, своевременно информирует администрацию школы о своей деятельности.

Инструктажи по технике безопасности проводятся периодически; в журнале имеются замечания по ведению документации. Имеются претензии по своевременности инструктажа и информирования.

Инструктажи по технике безопасности проводятся стихийно, у администрации имеются существенные претензии к классному руководителю по инструктажу учащихся по ТБ и информированию администрации по принимаемым мерам.

2

Обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и учителями

2.1.

Kлассный руководитель хорошо информирован о межличностных взаимоотношениях в классе (лидеры, аутсайдеры, предпочитаемые, микро-группы), строит свою работу на основе диагностики межличностных отношений.

Kлассный руководитель информирован о межличностных взаимоотношениях в классе достаточно поверхностно.

Kлассный руководитель не имеет достаточных сведений о социально-психологической структуре класса.

2.2.

Kлассный руководитель хорошо информирован о характере взаимоотношений между учащимися класса и ведущими в классе учителями. Kлассный руководитель осуществляет периодически сбор информации о характере взаимоотношений и регулирует их в случае возникновения проблем.

Kлассный руководитель информирован о взаимоотношениях между учащимися класса и ведущими в классе учителями, однако не вмешивается в состояние дел.

Kлассный руководитель слабо информирован о характере взаимоотношений между учащимися класса и ведущими в классе учителями.

2.3.

Определены точные цели оптимизации психологического климата в классе. Выявлены учащиеся, имеющие проблемы в сфере межличностных отношений. Kлассный руководитель тесно сотрудничает с психолого-педагогической службой школы (социальными педагогами, психологами) по выявлению и решению проблем учащихся.

Цели оптимизации психологического климата в воспитательной работе с классом сформулированы нечетко. Сотрудничество со службами не носит системного характера.

Цели по оптимизации психологического климата в воспитательной работе с классом не определены. Учащиеся, имеющие проблемы в сфере межличностных отношений, не выявлены.

3

Содействие освоению школьниками программ общего и дополнительного образования

3.1.

Kлассный руководитель детально представляет особенности содержания образовательных программ, предусмотренных учебным планом, имеет подробные сведения о проблемах и перспективах реализации образовательных программ в учебном классе. Разработан и реализуется комплекс мер по координации деятельности учителей-предметников, работающих в классе, и родителей.
Составлен прогноз успеваемости учащихся.

Kлассный руководитель имеет общие представления о содержании образовательных программ, владеет информацией о проблемах в их реализации. Проводит мероприятия по координации деятельности учителей-предметников, работающих в классе, и родителей учащихся.

Проблемы и перспективы реализации образовательных программ в учебном классе не выявлены, деятельность учителей-предметников координируется слабо.

3.2.

Разработан и реализуется комплекс мер по мониторингу успеваемости учащихся класса, согласованный с администрацией, родительским комитетом класса.

Регулярно проводятся мероприятия по мониторингу успеваемости учащихся класса.

Мероприятия по мониторингу успеваемости учащихся класса проводятся нерегулярно.

3.3.

Kлассный руководитель содействует в разработке и реализации индивидуальных траекторий образования учащихся.

Спланирована и осуществляется работа с одаренными, с неуспевающими учащимися.

Работа с одаренными, неуспевающими учащимися осуществляется непланомерно.

3.4.

Разработан и реализуется комплекс мероприятий по формированию у учащихся общеучебных умений, культуры умственного труда, обучению научной организации труда, в работу включены учителя-предметники и родители.

Мероприятия по обучению школьников научной организации труда проводятся периодически.

Мероприятия по обучению школьников научной организации труда проводятся стихийно.

4

Осуществление патриотического, гражданско-правового воспитания, формирование социальной компетентности учащихся

4.1.

Разработан годовой цикл мероприятий, содействующих воспитанию патриотизма и гражданственности, социальной и правовой компетентности учащихся.

В плане классного руководителя имеются классные часы и мероприятия, нацеленные на воспитание патриотизма и гражданственности, социальной и правовой компетентности учащихся.

Kлассные часы и мероприятия предусматривают воспитание патриотизма и гражданственности в незначительном объеме. Мероприятия, направленные на расширение правовой компетенции учащихся, не проводятся.

4.2.

Разработка и осуществление комплекса социальных практик и общественно полезной деятельности по воспитанию патриотизма и гражданственности, социальной и правовой компетентности учащихся.

Осуществление в классе отдельных социальных практик и общественно полезной деятельности по воспитанию патриотизма и гражданственности, социальной и правовой компетентности учащихся.

Осуществление в классе социальных практик и общественно полезной деятельности достаточно редко.

4.3.

Организация самоуправления обеспечивает формирование опыта гражданского поведения (ответственного, социально активного, законопослушного поведения учащихся). Самоуправление выстроено на основе принципов демократии, гласности, плюрализма. Самоуправление строится на основе периодически уточняемого договора между учащимися и педагогом. Определен возможный уровень общественной самоорганизации, разработан и реализуется поэтапный план развития самоуправления.

Самоуправление выполняет функцию самоорганизации, частично воспитательные и социозащитные функции.
Самоуправление выстроено на основе принципов демократии, гласности, плюрализма.
Работа в сфере развития самоуправления учащихся ведется не системно.

Самоуправление в классе существует лишь формально, не выполняя своей воспитательной роли, не обеспечивая самоорганизации деятельности учащихся, защиты их интересов.
Работа в сфере развития самоуправления учащихся ведется эпизодически.

5

Определение целей и разработка плана работы с классом

5.1.

Имеется характеристика класса, позволяющая определить перспективы воспитания учащихся, их основные проблемы.

Характеристика класса не позволяет в полной мере определить перспективы воспитания учащихся.

Характеристика класса, позволяющая определить перспективы воспитания учащихся, отсутствует.

5.2.

Цели воспитания учащихся класса поставлены четко и диагностично, адекватны возрастным особенностям, социальной специфике контингента, согласованы с планом воспитательной работы школы.

Цели воспитания учащихся класса поставлены четко, но недостаточно обоснованы.

Цели воспитания учащихся класса поставлены нечетко, диагностика их реализации затруднена.

5.3.

Разработана и реализуется программа работы с классом (цели, системообразующая деятельность, направления, этапы, мероприятия), согласована с родительским комитетом, администрацией школы.

Разработан и реализуется годовой план работы с учащимися класса, определена системообразующая деятельность, мероприятия избраны в соответствии с целями.

Реализуемый план работы с классом недостаточно целенаправленный, систематичный.

5.4.

Kлассный руководитель регулярно ведет наблюдения и отчетную документацию, отмечает наиболее существенные события в жизни класса, проведенные мероприятия. Анализ осуществляется самостоятельно и регулярно.

Отчетность и наблюдения ведутся нерегулярно. Анализ осуществляется по требованию администрации школы.

Отчетная документация оформляется только в период отчетности, когда проводится ежегодный анализ работы.

5.5.

Kлассным руководителем разработан и реализуется мониторинг эффективности собственной деятельности.

Kлассным руководителем периодически проводится диагностика эффективности собственной деятельности.

Отслеживание эффективности работы с классом не осуществляется.

5.6.

В соответствии с профильной – системообразующей деятельностью класса организуется участие учащихся в конкурсах и соревнованиях городского, областного и всероссийского уровня.

В соответствии с планом работы с классом организуется участие учащихся в конкурсах и соревнованиях городского уровня.

Участие учащихся в конкурсах и соревнованиях организуется стихийно.

6

Определение зон риска для учащихся класса. Планирование профилактической деятельности

6.1.

Определен список учащихся, вызывающих наибольшее опасение как потенциальных нарушителей дисциплины.
Разработан и согласован с социальным педагогом, психологом, администрацией школы, родительским комитетом комплекс профилактических мер.

Учащиеся, вызывающие опасение как потенциальные нарушители дисциплины, выявлены, работа с ними ведется эпизодически.

Kлассный руководитель имеет слабое представление об учащихся, являющихся потенциальными нарушителями дисциплины.

6.2.

K профилактическим мероприятиям привлечен широкий круг участников, используются возможности различных организаций.

Профилактические мероприятия осуществляет классный руководитель в одиночку.

Профилактические мероприятия не осуществляются.


 

Направления педмониторинга классного руководителя

Понятие "мониторинг" пришло в педагогику из экологии и социологии.  Что же это такое?

Мониторинг - это непрерывное слежение за состоянием чего-либо с целью предупреждения нежелательных отклонений по важнейшим параметрам: контроль с периодическим слежением за объектом и обязательной обратной связью.

С педагогической точки зрения   образовательный мониторинг - это система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о функционировании образовательной системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития с учетом полученных результатов.

Основными объектами мониторинга могут выступать: учебная деятельность (ее характеристика, структура, течение), психическое развитие ребенка и формирование его новообразований, развитие общения и коллектива одноклассников, педагогическая деятельность учителя и развитие его личности и т.д.

В рамках мониторинга проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий. При этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям. То, что конечные цели всегда не соответствуют заданным, планируемым (в той или иной степени), ситуация обычная. Задача состоит именно в том, чтобы правильно оценить степень, направление и причины отклонения.

Система мониторинга является сложившейся, если точно определены и описаны четыре компонента ее составляющих:

1.Определение точек образовательной системы или источников, из которых будет черпаться

информация.

2.Определение объемов информации и способов ее структурирования для различных уровней

управления образованием.

3.Создание технологий сбора информации (т.е. подбор или создание инструментария, методик по-

лучения и обработки информации).

4.Создание и описание алгоритма использования информации для принятия управленческих ре-

шений.

Основным результатом деятельности социально-педагогической системы являются положительные изменения в развитии личности ребенка, сформированность интегративных качеств личности, определенных моделью личности выпускника школы.

Что же входит в систему мониторинга классного руководителя?

В течение всего учебного года создается определенная база данных об учащихся класса. Данные собираются по блокам, разделам и классифицируются в определенной системе. Создание такой базы данных является необходимым условием для глубокого анализа состояния воспитательной работы. Только такой анализ может служить основанием для постановки целей работы с классом на следующий период работы (на новый учебный год).

 

По каким направлениям может осуществляться педагогический мониторинг классного руководителя?

 Во-первых, это процессы ежедневного контроля:

1. Посещаемость.

2. Состояние успеваемости.

3. Организация процесса учения (обеспеченность учебниками, работа с дневниками...).

4. Дисциплина на уроках и переменах.

5. Состояние работы с родителями по оказанию помощи классу и школе.

6. Взаимодействие с социумом (внешкольными организациями).

7. ... и т.д.

Во-вторых, классный руководитель в своей работе должен учитывать следующие параметры мониторинга и показатели результативности работы школы (по утвержденной мониторинговой карте школы)

Качество обучения

Успеваемость по предметам:

. Уровень освоения обязательного минимума содержания образования.

. Общая успеваемость

 Качественная успеваемость

. Корреляция между уровнем интеллектуального развития, уровнем обученности и оценкой знаний по учебным дисциплинам.

. Итоги районных олимпиад.

Поступление в вузы.

Дополнительное образование

. Участие учащихся в районных, городских, областных смотрах, конкурсах.

. Занятость в кружках и секциях.

Результаты работы классного коллектива

. Общественная активность.

. Отношение к труду.

. Дисциплинированность (соблюдение заповедей для учащихся, правил внутреннего распорядка).

. Бережливость:

- сохранность оборудования кабинета;

- эстетическое оформление кабинета;

- санитарное состояние кабинета.

. Уровень воспитанности.

. Результативность смотра классных кабинетов.

Физическое состояние учащихся

. Состояние здоровья.

Условно педагогический мониторинг можно разделить на три этапа.

На I этапе выявляются положительные и отрицательные аспекты воспитательного процесса. Классный руководитель на этом этапе проводит предварительную диагностику. Затем проводится анализ полученных результатов. После этого наступает период уточнения. Классный руководитель путем наблюдения за различной деятельностью учащихся, используя имеющиеся в банке данных валеологической службы диагностико-аналитические данные (или путем проведения дополнительных методик по согласованию с валеологической службой), уточняет определенные на I этапе тенденции. На полученные сигналы о недостатках в работе необходимо нацелить свое пристальное внимание.

Таким образом, на I этапе определяется направление работы.

II этап - промежуточный контроль. Проводится он аналогично I этапу. На данном этапе к работе подключается валеологическая служба.

На II этапе демонстрируется степень реализации ближних (промежуточных) целей. Этот этап предполагает активную аналитическую работу классного руководителя по сопоставлению реально достигнутых результатов и исходно запланированных. На II этапе происходит коррекция деятельности классного руководителя, направленная на устранение выявленных недочетов.

На III этапе проводится итоговый контроль. Его результаты служат источником для формулирования окончательных выводов. Это материал для подведения итогов учебного года, выяснения причин успехов и недостатков в работе. Определяются основные тенденции дальнейшего развития системы работы с классным коллективом, формулируются цель и основные задачи на новый учебный год.

Педагогический мониторинг - путь самосовершенствования учителя, классного руководителя, инструмент системной работы по реализации целей и задач школы и классного коллектива как составляющего педагогической системы.

Мониторинг деятельности классных руководителей

 

Принцип первый – «Не навреди». Несмотря на увеличение оплаты труда за классное руководство, мониторинг не должен прибавить работы, привнести дополнительные сложности, увеличить отчетность, усложнить ситуацию в повседневной практике классного руководителя.

Принцип второй – определение профессиональной ответственности. За результаты воспитания учащихся вверенного класса не может отвечать только один классный руководитель. Поэтому он не несет единолично всю полноту ответственности за процесс социализации, воспитания школьников. Другими словами, как успехи в воспитании, так и серьезные упущения в этом деле лишь отчасти обусловлены деятельностью или бездействием классного руководителя.

Принцип третий – сочетание инвариантной и вариативной частей в деятельности классного руководителя. В деятельности классного руководителя имеется инвариантный компонент, т.е. определенный минимум государственных требований к деятельности. Специфические социальные, социально-психологические, морально-нравственные и другие характеристики классного коллектива и учащихся, его образующих, формируют вариативную часть работы классного руководителя. Инвариантная часть может определяться следующей цитатой: «Основными задачами воспитания являются формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда» (из Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений).

Принцип четвертый – оценка целесообразности, адекватности процесса деятельности. Особенности воспитания как явления (дополнительность, отсроченность результатов и т.п.) обусловливают крайнюю сложность при проведении мониторинга. Диагностика деятельности классного руководителя может опираться в первую очередь на процессуальные характеристики его работы.

Принцип пятый – несравнимость результатов воспитательной работы разных педагогов. Каждый ученический класс по-своему уникален, деятельность классного руководителя приходится на различные периоды в социально-психологическом развитии группы. Отсюда сравнивать успехи классного руководителя лицейского класса элитной школы и класса социально неблагополучного микрорайона достаточно проблематично, так как и цели, и темпы реализации воспитательных задач будут существенно отличаться. Объектом сравнения могут быть только адекватность целей воспитательной работы ситуации, сложившейся в классе, соответствие планов целям и т.п.

Принцип шестой – «Не проверять, а помогать». Предлагаемый комплекс мер по мониторингу деятельности классного руководителя ориентирован в первую очередь не на контроль за его деятельностью, а на содействие классному руководителю в решении возникающих проблем в сфере профессиональной деятельности. Исходя из сложности и затратности получения достоверной информации о качестве работы классного руководителя, целесообразно рекомендовать осуществление предлагаемого мониторинга администрации школ.

Принцип седьмой – «Вооружить новым инструментом». Мониторинг должен быть нацелен на нормирование деятельности классного руководителя путем выработки конкретных критериев и ориентиров в воспитании учащихся.

Принцип восьмой – «Просто, быстро, эффективно». Мониторинг должен предлагать чрезвычайно простые, формальные процедуры диагностики деятельности классного руководителя, которые могут быть проведены за короткое время и в то же время дадут исчерпывающую информацию о качестве работы педагога.

Принцип девятый – «Проведение общественно-административной экспертизы». Мониторинг эффективности работы классного руководителя может стать деятельностью, объединяющей администрацию школы, родительскую общественность, представителей различных служб (медика, психолога, социального педагога и т.п.).

Принцип десятый – «Постепенное совершенствование методики мониторинга» – исходит из убеждения о невозможности создать сразу достаточно качественный организационно-диагностический инструментарий, поэтому предполагается поэтапное внедрение данного средства в практику деятельности общеобразовательных учреждений, при этом оптимален будет опытно-экспериментальный режим работы.

Определившись с подходом к мониторингу, остановимся теперь на вопросе, поражающем своей наивностью: что должен делать классный руководитель в школе?

Наш ответ такой: деятельность классного руководителя представляет собой управление ресурсами общеобразовательного учреждения и окружающей среды для реализации задач воспитания учащихся вверенного ему класса.

Инвариантный компонент деятельности классного руководителя – то, что должны делать все и примерно в одинаковом объеме:

1) обеспечение жизни и здоровья учащихся (контроль за посещаемостью школы учащимися класса; контроль причин пропусков; информированность о состоянии здоровья учащихся класса; ведение документации о заболеваемости учащихся; работа с листком здоровья в классном журнале; совместно с врачом и родителями реализация комплекса мер по охране и укреплению здоровья каждого школьника; вовлечение учащихся в занятия физкультурной и спортивной деятельностью; организация обеспечения учащихся горячим питанием; проведение инструктажей и ведение документации по технике безопасности);

2) обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и учителями (информированность о межличностных взаимоотношениях в классе, о характере взаимоотношений между учащимися класса и ведущими в классе учителями, проведение диагностики межличностных отношений, оперативное регулирование возникающих противоречий, определение задач оптимизации психологического климата в классе, выявление учащихся, имеющих проблемы в сфере межличностных отношений, привлечение для этой работы психолого-педагогической службы);

3) содействие освоению школьниками образовательных программ (информированность об особенностях содержания образования, предусмотренного учебным планом, о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в учебном классе, координация деятельности учителей-предметников и родителей, прогнозирование и мониторинг успеваемости, содействие в разработке и реализации индивидуальных траекторий образования, планирование и реализация работы с одаренными и неуспевающими учащимися;

4) осуществление патриотического, гражданско-правового воспитания, формирование социальной компетентности учащихся (разработка годового цикла мероприятий, содействующих воспитанию патриотизма и гражданственности, расширяющих правовую и социальную компетенцию учащихся; содействие в формировании опыта гражданского поведения в процессе ученического самоуправления, поддержка в ученическом самоуправлении высоких эталонов; планомерное развитие ученического самоуправления на основе исходного состояния дел в классном коллективе; осуществление договорных начал во взаимодействии классного руководителя и учащихся).

Вариативный компонент деятельности классного руководителя:

5) определение целей воспитания учащихся класса на основе учета возрастных особенностей, существующей ситуации в классе, планирование работы с классом (комплексное изучение состояния, проблем и определение перспектив в воспитании, обучении и развитии учащихся класса; качественное и обоснованное целеполагание, программирование и планирование работы с классом; ведение отчетной документации; осуществление мониторинга эффективности собственной деятельности; организация участия учащихся в конкурсах и соревнованиях городского, областного и всероссийского уровня в соответствии с профильной – системообразующей деятельностью класса);

6) определение зон риска для учащихся класса, планирование профилактической деятельности (определение учащихся, вызывающих наибольшее опасение как потенциальных нарушителей дисциплины, разработка и согласование с социальным педагогом, психологом, администрацией школы, родительским комитетом и реализация комплекса профилактических мер, к которым привлекается широкий круг участников, использование возможностей различных организаций).

В качестве ресурсов, обеспечивающих воспитание учащихся, могут рассматриваться:

– деятельность педагогов, педагогических коллективов, воспитательных организаций;

– программы воспитания, воспитательные технологии, методическое обеспечение воспитательной деятельности;

– сотрудничество с родителями учащихся, семьями школьников;

– СМИ, деятельность социальных организаций, учреждений культуры;

Психолого-педагогическая характеристика класса

 

Составление психолого-педагогической характеристики класса является очень ответственным и важным занятием. Нужно внимательно исследовать все поведенческие и эмоциональные особенности каждого отдельно взятого учащегося и затем провести параллель между поведением всего классного коллектива в целом.

Психолого-педагогическая характеристика класса позволяет в дальнейшем выявить причины сбоев в дисциплине класса и диагностировать снижение общей успеваемости в коллективе. Это позволит делать прогноз по поводу общей успеваемости и выбрать направления по корректировке психологического климата в классе.

Подготовка психолого-педагогический характеристики состоит из нескольких этапов.

1. Общие сведения о классе.

История его формирования, его состав по возрасту и полу учащихся.

Социальная характеристика семей учащихся.

Общая характеристика успеваемости класса, дисциплины, общественных поручений учащихся класса.

Мнение учителей-предметников о классе.

Методы исследования:

  • беседа с учителями и учащимися,
  • наблюдения на / вне уроков,
  • изучение классного журнала и личных дел учащихся.

2. Направленность деятельности класса.

Какие мотивы, потребности, интересы преобладают в жизни и делах класса (как в учебной, так и внеучебной деятельности). Отношение класса к установленным правилам поведения в школе, их поддержка и выполнение.

Сложившиеся традиции класса.

Жизнь класса вне учебных занятий.

Участие класса в общешкольной жизни.

Методы исследования:

  • беседа с учителями и учащимися,
  • наблюдения на / вне уроков,
  • анкетирование (методика ЕЦО/единство ценностных ориентаций в сфере досуга/, тест общей направленности деятельности класса, методика оценки групповой сплоченности Сишора-Ханина и др.)

3. Организационная структура класса.

Характеристика органов самоуправления в классе.

Закрепление обязанностей и ролей в классе.

Роль классного руководителя в организации жизни и деятельности класса. Личность классного руководителя (образованность, общая культура, организаторские способности, знание психологии учащихся, их интересов и т.д.). Интенсивность общения с классом. Преобладающие формы общения (приказ, указания, инструкция, выговор, совет, просьба, похвала, информация).

Стиль классного руководства:

  • авторитарный: "общение – дистанция", "общение – устрашение";
  • демократический – "общение на основе общей увлеченности", "Общение на основе дружеского расположения";
  • либеральный – непоследовательный: "общение – заигрывание".

Отношение коллектива к классному руководителю, его авторитет среди школьников. Авторитет актива, его организационные умения. Психологические особенности учащихся, входящих в выбранный актив, Отношение ребят к выполнению своих поручений. Преобладающий тон в деловых взаимоотношениях (доброжелательный, равнодушный, конфликтный). Причины конфликтов при выполнении поручений.

Наличие неформальных вожаков и причины их влияния на класс.

Неофициальный актив класса, его участие в жизни класса и школы, психологические особенности учащихся, положительно или отрицательно влияющих на класс.

Методы исследования:

  • беседа с классным руководителем, активом;
  • наблюдения на и вне уроков;
  • анкетирование;
  • методика оценки групповой сплоченности Сишора-Ханина.

4. Характеристика учебной деятельности класса.

Отношение учащихся к учебе в целом и отдельным предметам. Наличие контроля за успеваемостью отдельных учеников, требования к ним классного руководителя, актива класса, всего коллектива. Взаимопомощь, ее формы и организация. Дисциплина класса при выполнении учебной и домашней работы. Отрицательные моменты в учебной деятельности.

Методы исследования:

  • беседа с учителями, классным руководителем, учениками;
  • наблюдения на уроках;
  • изучение классного журнала, ученических тетрадей.

5. Особенности межличностных отношений в классе.

Товарищество и дружба в классе. Отношения мальчиков и девочек. Краткая характеристика дружеских группировок в классе.

Методы исследования:

  • наблюдения на и вне уроков;
  • беседа с классным руководителем, учениками;
  • методика оценки групповой сплоченности Сишора-Ханина;
  • тест общей направленности деятельности личности.

6. Психологический климат в классе.

Преобладающие настроения и эмоции, удовлетворенность учащихся общением друг с другом и учителями. Кому и в чем подражают в классе. Нравственные ценности школьников. Уровень сформированности доброты, терпимости друг к другу, совестливости, честности, ответственности, чувства долга и собственного достоинства.

Интеллектуальный климат в классе (имеется ли в классе единое мнение по наиболее важным вопросам? Насколько развиты критика и самокритика? Насколько быстро класс находит общий язык при решении общегрупповых адач? Какова общая интеллектуальная атмосфера класса?).

Волевые качества класса (способен ли класс создавать напряжение всех духовных и физических сил для преодоления серьезных трудностей и пр

Поиск
Календарь
«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Наши праздники
школьные будни
Архив записей

Copyright MyCorp © 2019